Что есть творчество?
29 марта, 2021
АВТОР: Владимир Ерёмин
Всякое феноменальное творчество состоит в организации и
только в организации.
Владимир Шмаков
Глубинную, категориальную основу творчества детально исследовал в своём фундаментальном философском труде (1) Владимир Шмаков, обосновавший вывод, что началом, осуществляющим конкретную актуализацию реальности, является воля, которая есть «стихия творческого раскрытия бытием своей субстанциональности». Поскольку актуальное эмпирическое сознание человека существует и познаёт не саму природу ноуменального, а порождаемые ею и раскрывающие её процессы, то согласно представлениям этого гениального мыслителя, динамическим выражением исконной природы воли является идея «творческого действования». Он подчеркнул, что онтологически начало творческого действования раскрывается только из ипостаси Отца, отметив, что с точки зрения космической феноменологии мистика и разум суть категории становления воли.
На взгляд Шмакова, категории мистики и разума относятся к естеству духа и его самосознанию, они могут быть определены в своей основе статическими. В противоположность этому категория воли тяготеет к становлению духа, поэтому она может быть определена в своей основе как динамическая. При этом творческое действование высшей воли центрально и органично, а низшей – периферично и механично. Высшая воля раскрывается в актуальном сознании лишь в приближении его к индивидуальному «я», в утверждении своей самобытности. Низшая воля раскрывается лишь в удалении актуального сознания от индивидуального «я», в распылении своей самобытности. «Воление в высшей воле – это единственный путь к Богу и к жизни вечной; откровения высшей воли нисходят с неба, и только они возвышают землю, освящают её и возводят к нему…. Низшая воля есть олицетворение и единственный осуществитель жестокости» (1).
Поскольку во всяком бинере тезис раскрывается через антитезис, то на пути развития человека низшая воля неизменно раскрывается первой, и только в её опыте постепенно развивается жажда обладания высшей волевой способностью. На основе детального исследования этого процесса Шмаков сделал ряд важных выводов, в частности отметил, что в настоящий период истории (1920-е годы – В.Е.) человечество только вступает на путь преимущественного развития воли, подобно тому как средние века характеризуются преимущественным развитием категории мистики, а гуманистическая культура – развитием разума. Он считал, что у тех народов, которые имеют своей миссией диалектическое развитие волевой категории – в Англии, а особенно в США, низшая воля и её конкретно-эмпирическая деятельность не только занимают явно господствующее положение, но и воспринимаются как нечто онтологически самодовлеющее. «У англосаксов мы и замечаем определённый сдвиг общения с трансцендентным от мистики к разуму и воле. Для них волевая сила и деятельность есть первейшее свидетельство одарённости человека и силы его духа…. Все англосакские страны являются грандиозной школой процесса воления и эмпирической волевой деятельности как таковых». Некоторые аспекты этой темы изложены в статье (2).
Рассмотрев сопряжение актуального сознания человека с царствами природы в категории воли, Шмаков показал, что низший и высший виды деятельности в этой категории сознания различаются прежде всего тем, что первый периферичен и механичен, а второй централен и органичен. «Деятельность низшей воли состоит или в подчинении готовому и использовании его, или в насильственном подавлении его свойств; напротив, деятельность высшей воли заключается в свободном творчестве через управление органическими процессами». Таким образом, как подчеркнул основоположник пневматологии, эволюция на пути истории творческого отношения к окружающему определяется перенесением усилий от периферии к центру и от воздействий механических к воздействиям органическим. От пассивного подчинения готовым периферическим свойствам объекта человек переходит сначала к их использованию методом механической организации, а затем к их творческому видоизменению через управление внутренними органическими процессами.
Согласно представлениям Шмакова творчество есть пробуждение в единичном стихии Всеобщего, есть мистерия реализации единства творца, творимого и акта творения. «Истинное творчество есть магия…Магическое творчество не разрушает естественного течения феноменальных процессов, не уничтожает действующих здесь законов, но только прагматически организует их, пробуждает дремавшие дотоле потенции и тем даёт возможность осуществиться актам, которые при предоставлении объекта самому себе были бы неисполнимы».
По результатам исследования раскрытия стихии Эроса в категории воли на примерах сопряжения актуального сознания человека с царствами идеального мира, Шмаков изложил своё понимание природы и облика человека, погружённого в сопряжение с царствами принципов, идей и монад в этой категории сознания. На основе его вывода, что «Мировое Творчество как таковое есть утверждение Божества в Себе Самом», можно по аналогии предположить, что творчество человека, как таковое, есть утверждение человека в себе самом. Иначе говоря, творчество в своей основе есть реализация потенций сознания, чему способствуют любые виды деятельности, в том числе такие «экзотические», как молитва и медитация. Осознавая это, выдающийся эзотерик Георгий Гурджиев старался овладеть как можно большим числом навыков, включая танцы и ремонт ковров.
Важным аспектом творческой деятельности является такая характеристика сознания, как внимание. В статье автора (3) обосновано предположение о двух полюсах познавательной сферы деятельности сознания. Это внимание, которое характеризует логическую сосредоточенность, и воображение, характеризующее интуитивную созерцательность. В гармоничном сочетании этих полюсов проявляется понимание смысла чего-либо. Очевидно, что любая деятельность, в том числе исследование своего сознания, возможна только через управление вниманием, которое может быть осознанным, либо неосознанным – например действия на «автомате».
Интересно выяснить смысл слова внимание с помощью семантики. Его антонимом с вполне понятным смыслом можно считать вынимание – перемещение чего-либо изнутри наружу, тогда внимание есть перемещение чего-либо снаружи вовнутрь. Прежде всего это функция сознания по извлечению информации о внешнем, феноменальном мире с помощью органов чувств и интуиции. Внимать «голос безмолвия» – важная заповедь эзотеризма.
Работа над собой – это выбор соответствующих объектов внимания. В известном смысле человек есть то, что привлекает его внимание, которое функционирует на различных уровнях сознания: дологических, когда логика ещё не проявлена (музыка, сон); осмысленных (мышление, речь, письменность) и интуитивных, когда логика уже исчерпала свои возможности (созерцание). Следует отметить, что в космологической парадигме Ориса (4) фокус пристального внимания играет важную роль в энергоинформационной структуре и динамике функционирования сознания.
Интересные представления о природе творчества и реализации через него человеком своего призвания изложены в известной книге выдающегося философа Николая Бердяева (5), который отметил, что творческая философия не может быть научной философией. «Мы чувствуем священный авторитет умолчания Евангелия о творчестве… И разгадка премудрого смысла этого молчания есть разгадка тайны о человеке, есть акт высшего самосознания человека… Если бы пути творчества были оправданы и указаны в священном писании, то творчество было бы послушанием, т.е. не было бы творчеством». Бердяев считал, что творчество есть дело богоподобной свободы человека, раскрытие в нём образа Творца. На взгляд этого мыслителя, третьего откровения нельзя ждать, его должен совершить сам человек, живущий в Духе, совершить свободным творческим актом. «Третье творческое откровение в Духе не будет иметь священного писания, не будет голосом свыше: оно совершается в человеке и человечестве… Третье антропологическое откровение, в котором раскрывается творческая тайна человека, есть последняя свобода человека» (5).
Существует ли универсальный критерий качественности различных видов творчества? Возможно, таким критерием является красота результатов творчества. Напомним, что согласно определению Шмакова красота есть качественная организация – некоторые аспекты этой темы рассмотрены в статье автора (6). Высочайшие творческие достижения характеризуют гениальность человека, одним из первых природу этого качества исследовал известный психиатр Чезаре Ломброзо. Излагая свои представления на эту тему, Шмаков с исчерпывающей полнотой сформулировал определение гения: «В высшем аспекте гений есть дух, сопричислившийся к Вечному и Божественному и непосредственно черпающий из него свои откровения. Как вечные истины, эти откровения одинаково справедливы для всех веков и народов». Этому определению в полной мере соответствует творчество его автора.
Свой ответ на вопрос – в чём же состоит человеческое творчество, Шмаков обосновал на основе обстоятельного исследования органического триединства гениев космического бытия, которые он выявил из опыта высшей интуиции, отметив, что «взаимно утверждая и прослаивая друг друга, они рождают мир и осуществляют ритм его жизни» (1). Образы этих гениев он взял из мифологии Эллады: Аполлон есть гений величавой гармонии; Дионис есть сердце мира, его упоение и тоска; Прометей раскрывает своим бытием важнейшую доктрину о призвании и ценности всякого индивидуального бытия. Шмаков подчеркнул, что трагедия индивидуального бытия имеет общемировую ценность, и жизнь всего живого есть реальное творчество. «Только в трагедии целостного существования и реализуется самобытность человека во всей его многокрасочности. Эту идею и выражает начало Прометея, а во всём своём величии она раскрывается в Богосыновстве, провозглашённым Христом».
Красочно описав антиномичную природу аполлонического и дионисийского начал, Шмаков убедительно показал, что они, как два полюса мира, делают его ареной борьбы, никогда не могущей прерваться или затихнуть. Аполлон влечёт человека к раскрытию глубин духа в гармоничной системе форм, его экстаз – резкое замыкание в уединённости от всего окружающего. Дионис влечёт человека к раскрытию глубинных истоков жизни, его экстаз – полное погружение в поток мировой жизни. Прометей есть победный ритм торжествующей борьбы, он неутомимо влечёт к преодолению всё новых антиномий жизни. «Вечно зовя всё живое к борьбе, третий гений влечёт к преодолению мирового страдания через последовательное отождествление со всеми его видами и творческое преодоление их в себе» (1). Таким образом, гений творческой трагедии реализует антиномию Аполлона и Диониса; «трагедия есть творчество, и всякое творчество есть трагедия». Именно в трагедии, согласно пониманию Шмакова, и развивается воля.
__________________________________
Литература
1. Шмаков В. Основы пневматологии. М., 1922.
2. Ерёмин В. Почему Запад «не понимает» Россию? Peremeny.ru/books/osminog 13981, 21.12.2017.
3. Ерёмин В.И. Психогенетика человека в свете философской системы В.Шмакова. //Дельфис, 2010, №3, с.46-49.
4. Орис. Ииссиидиология. Т.1, Крым,2013.
5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1916.
6. Ерёмин В. Спасёт ли красота этот мир? Peremeny.ru/blog/24982, 15.06.2020.
Орис. Хм… неисповедимы пути… гОСПОДНИ)))
И ДЕ Я? И ГДЕ? Эзотерическая каша в головах сродни религиозной…